Товарищи пилоты! Сегодня наша газета публикует беседу с легендарным офицером ИШАД РОСС. Этот замечательный человек помог «встать на крыло» не одному десятку виртуальных пилотов.
Итак – Командир Московского Истребительного Полка, майор ROSS_Capt.

ов. ROSS_Capt — человек и капитан!

Товарищ майор, здравия желаю! Предлагаю начать с самого начала и двигаться дальше. Расскажите, как Вы попали в виртуальную авиацию?
В начале 2000-х годов я узнал, что появилась игра – «Ил-2 Штурмовик». Один мой хороший друг лестно о ней отзывался, а верить ему было можно, так  как он очень уж въедливый был во всякие такие симуляторные штуки. Ну, а так как я человек легко подающийся чужому влиянию, он меня убедил попробовать. Проба вышла неудачная, очень сложно оказалось, даже взлететь толком не смог и в итоге игру забросил. 
Однако, через некоторое время вернулся (возможно снова кто-то затащил, точно не помню) и начал учиться летать уже по серьезному. Сначала, конечно, оффлайн, ну а потом и в онлайн вышел.
В те времена была такая штука – Game Spy Arcade (прим. ред. — https://stopgame.ru/blogs/topic/77810),что-то вроде зарубежного сервера для всех онлайн игр. Вот там я свои первые многопользовательские полеты и начинал.
Трудновато, конечно, было. Особенно тяжело без маркеров летать, определять самолеты по силуэту.

А как попали в нашу ИШАД?
В те времена, когда я начинал онлайн-полеты, РОСС  был ведущим виртуальным подразделением в стране, а может и за ее пределами. Два-три пилота РОСС заходили на любой сервер и просто «мочили» всех, без шансов. Очень-очень был высокий уровень подготовки у состава.
Тогда вступление в сквад было делом серьезным, а уж в такой именитый тем более. Помню, когда заявление на вступление в РОСС писал – очень нервничал. Облет при вступлении мне проводила ROSS_Annushka.
И вот 10 января 2003 года меня зачислили в ИШАД РОСС в качестве курсанта. Началась учеба – всякие «секретные» приемы узнавал. Например – как виражить на закрылках, сейчас вроде все про такое знают, а тогда это открытием было. Надо сказать, что дисциплина была, не чета теперешней. 
Уже 4-го марта 2003 пошел я сдавать аттестацию. Сейчас курсанты годами аттестацию сдать не могут, а тогда 3 месяца и все – полетел.

Как проходила Ваша служба в РОСС?
Воевал, правда, не так чтобы много. Было пару серверов для виртуальной войны  — VEF и еще какой-то. Летали кооперативными миссиями по 6-8 человек. Результаты вылета отправлялись на сервер и линия фронта двигалась.
А с некоторого момента понравилось мне заниматься с курсантами. У меня по жизни, можно сказать призвание, я и в Клубе Юных Моряков, когда-то с молодежью работал. В общем начал тренировать новичков: от базовых навыков и до сдачи аттестации. На штабной этой должности, дорос до майора. Сначала был замом строевого отдела, а потом и начальником стал.

Вы упомянули, что в те времена учеба посерьезнее была, построже?
Конечно. Тогда дисциплина была о-го-го. Курсантам на войну – категорически нельзя. Учеба по четкому плану. Собственно у нас было всего два типа вылетов – либо учеба, либо война. Дурака не валяли. Пилоты и после аттестации должны были учиться и поддерживать свою квалификацию – подтверждения аттестации были раз в полгода, или раз в год (точно не помню). Внутрисквадовые турниры регулярно проводились. Благодаря всему этому удавалось поддерживать уровень пилотов на очень высокой отметке.
А уж сдача аттестации для курсантов значила очень многое. Помню, как ROSS_Матроскин сдал аттестацию, и на радостях пригласил нас в кабак. Обмывали погоны. Матроскин как раз себе 4-й TrackIRкупил, а мне свой старый 3-й подарил.

И часто вы так в реальности собирались?
Да, собирались, регулярно. Чуть ли не раз в год. Регулярно на МАКС выбирались, в Монино ездили. Ну а чаще всего в кабаке «Старина Мюллер», что на Пролетарке, собирались. Там удобно – зал большой.

2003 г. МАКС. Тов-и Capt, Скарамуш и Михалыч
2004 г. РОСС-ы в «Старине Мюллере»
2004 г. РОСС-ы в «Старине Мюллере». Тов. ROSS_Wespe уже тогда хейтил по поводу флайт модели, а тов. ROSS_Capt как всегда рассудителен, спокоен и занят делом.

Судя по фотографиям, народ в РОСС всегда был веселый?
Да что ты, не то слово. За время службы довелось познакомится с очень интересными ребятами.
Как-то раз приезжал из Финляндии наш пилот РОСС_Хаага. Очень хороший, скромный парень. Был просто болен виртуальной войной, в хорошем смысле. Чисто боевой пилот.
Так вот, приехал он как раз на свой день рождения. Мы сначала в Музей Вооруженных Сил ходили, ну и в ресторан конечно.

2004 г. Встреча на день рождения РОСС_Хаага. Музей ВС.
Встреча на день рождения РОСС_Хаага.

А вот еще был у нас пилот – РОСС_Михалыч. Тренер хоккейной команды. Так вот – у него дачка была в Некрасовке, там несколько раз встречались.

 Встреча у РОСС_Михалыча на даче. Тов-и Михалыч и Capt обсуждают давешний боевой вылет.
 2004 г. Встреча у РОСС_Михалыча на даче. Тов-и Ангел, Дис, Матроскин, Михалыч, Кэпт и Джордан.

Вот, кстати, Рома-Ангел — легендарный персонаж, байкер. Очень такой серьезный на вид парень и мотоцикл у него красивый такой был с аэрографией. 

2004 г. РОСС_Ангел на красивом мотоцикле.

Прошлое у подразделения было интересным и насыщенным. Предлагаю поговорить о жизни ИШАД сегодня. Как видите ситуацию?
Для начала хочу сказать: РОСС — это не просто какой-то виртуальный сквад, это семья. Как бы что не было, как бы я сам с кем не ругался, в каком то другом скваде я себя не мыслю. Это для меня… Даже не знаю, ну как из России уехать что ли. Я тут родился и вырос — тут и должен быть и должен стараться вокруг себя порядок наводить.

А в целом сейчас, конечно, основной костяк сквада немного потерял интерес к Ил-2. Немного все разошлись по симуляторам, космосимам, стрелялкам. 
Дисциплина, опять же, хромает. Опустили вожжи, надо подтягивать. 
Ну и самое главное: хотелось бы побольше инициативы от офицеров и курсантов. Надо понимать, что если сами не будем делать для себя интересно, никто не сделает. Вот, к примеру, сайт делать все никак собраться не могли, а  ROSS_mopsik взялся и дело пошло. Статистику он так же помог мне запустить. Вот так и надо, не должно быть потребительского отношения. Всем говорю: предлагайте новое, делайте новое — посмотрим, обсудим доведем до ума вместе и будем получать от игры и общения. 

Слышал мнение, что исчез сквадообразующий симулятор. Так ли это?
Можно и так сказать, да. А может народ просто немного перенасытился. Ведь во времена «старичка» особо альтернатив не было, а сейчас, какой-никакой а выбор у вирпилов есть. Я не помню чтобы к «старичку» такие претензии предъявляли, по реализму или флайт модели, а сейчас хейтеры разгулялись. 

Очень хотелось бы, конечно, возродить ВЭФ. Как мне кажется это бы неплохо вписалось в технические возможности «Ил-2 БзС».  Все-таки сетевой код у этой игры оптимизирован слабо и при большом количестве игроков она начинает тормозить. Вот тут бы концепция виртуальной войны на основе кооперативных, отдельных миссий, как раз бы могла и сработать. Жаль мне не хватает знаний по генератору. Редактор вот освоил, а тут бы помощь не помешала.

Каким оборудованием для виртуальных полетов пользуетесь?
У меня HOTAS Saitek Х56, педали T-Rudder MkIV, 4 МФД-шки, тракир 5й и монитор liyama 40 дюймов.

Виртуальная кабина тов. Capt-а.

Ну и мой любимый вопрос: кто есть ROSS_Capt в реальной жизни?
Сам я родился, вырос и учился в городе Жуковском. Отец мой родом из деревни, с Оки. Поступил в МГУ, после второго курса перевелся в Жуковский, в МАИ. Работал инженером в ЦАГИ, сейчас на пенсии.
Мать из Владивостока. Приехала сюда учиться на медика. Всю жизнь проработала в поликлинике в летно-исследовательском институте, на кафедре лечебной физкультуры и массажа. Занималась восстановлением летчиков-испытателей. Теперь в бассейне работает.
В общем, у нас в городе все с авиацией связано. Но так получилось, что я выбрал другую стихию.
В те времена, когда билет на самолет до Владивостока стоил 130 рублей, полетели мы к матери на родину. И как-то гуляя по этому приморскому городу, увидел я на причале морские буксиры. А на одном из них, помню, на корме, команда играет на бильярде, ночь, фонари светят, и что-то запало мне — хочу быть моряком.

Тов. ROSS_Capt осваивает водную стихию.

Желание быть моряком, как это ни странно, наложилось на мой характер домоседа. Поэтому на далекие моря я не поехал, а пошел учиться в Московский Речной Техникум. Практику проходил, даже в Сибири довелось походить. Закончил. Потом без экзаменов поступил в Институт Водного Транспорта, но что то у меня там не особо заладилось и пошел я работать по профилю. 

Тов. ROSS_Capt смотрит на тебя как на сухопутную выдру.

Ходил на разных судах, но в основном на «москвушках», это такие речные трамвайчики.

В общем, по диплому я техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых силовых установок, и капитан-механик.

С некоторых пор, мне это занятие поднадоело и я занялся индивидуальным ремонтом, бригадиром стал. Работаем, в основном, в Жуковском. 

Другие какие-то хобби, кроме виртуального неба имеются?
В детстве монеты собирал. Сейчас охочусь понемногу.

«Да где у него тут закрылки?»

Интересно. А какое ружье, какая именно именно охота?
Ружей у меня пара. Гладкоствольный карабин «Вепрь» и вертикалка ТОЗ, с которой в основном и хожу.
А охотимся мы на дичь. Луговую, болотную, полевую и  боровую.

Ружье и рябчик (дичь).

Мы?

Да, я и пес мой.

А что за собака?
Русский охотничий спаниель. Кличка Мартин (как гусь), это потому что в марте родился.

Мартин (как гусь).

Ему уже 8 лет. Учились охотится вместе. Знаешь, тренировать охотничью собаку это не просто, посложнее чем курсанта к аттестации готовить. Пес ведь тоже должен пройти специальные полевые испытания., чтобы получить рабочий диплом.

Тов. Capt и Мартин.

А почему именно спаниель?
А он под наши природные условия лучше всего заточен. Гончие, борзые и прочие они же хорошо только в тепличных условиях работают, лужок с травкой невысокой и все в таком роде. 
А спаниель, во первых работает всегда «под ружьем», то есть в прямой видимости у охотника. Во вторых работает где угодно — кусты, трава, грязь, болото — ему пофигу, идет как трактор. И таких птиц, как коростель-дергач, например, который бегает очень быстро и у легавых стойку ломает, спаниель с удовольствием гоняет и поднимает.

Мартин и добытый им вальдшнеп (тоже синих, видимо, недолюбливает)
Тов. Capt и его ведомый тов. Мартин — один сбитый, вернулись на аэродром без происшествий.

И напоследок стандартный вопрос нашей рубрики: любимые самолеты, в жизни, в БЗС, в DCS?

В жизни не скажу, все нравятся. А в играх… Да на чем летаю, то и нравится. В БЗС, наверное, Як-и. В DCS люблю на Ка-50 полетать. Бедноватый он, правда, по возможностям применения вооружения — только с «визуалки» или из засады. Но управление, свобода маневра — позволяют многое, хулиганить можно: на крыши садиться. 
Но в DCS я мало летал, вернулся в БЗС.